Самым известным поступком Лаврентия Берии, внесенным во все учебники истории, остается амнистия имени его самого, когда весной 1953 года на волю вышли 1,2 млн заключенных (почти 60 % состава ГУЛАГа). Однако «реформы» Берии этим не ограничились. «Русская планета» уже писала о первой амнистии Берии 1939—1940 годов, когда были освобождены около 300 тысяч заключенных и подследственных, а в НКВД вернулись элементы законности. Высшей же партийной и хозяйственной элите этот советский деятель запомнился совсем другими инициативами.
10 марта 1953 года по приказу Берии созданы следственные группы для проверки и пересмотра сфальсифицированных дел.
17 марта он направил Маленкову проект постановления по реорганизации МВД, в котором предложил оставить в МВД только оперативный аппарат, передав все строительные главки и стройки соответствующим министерствам. ГУЛАГ, по его мнению, необходимо было ликвидировать, а надзорные функции за силовыми органами передать минюсту.
24 марта — записка Берии членам Президиума ЦК о широкой амнистии.
2 апреля — Берия отправил письмо в Президиум ЦК КПСС, доказывающее фабрикацию дел лично Сталиным и Игнатьевым.
Дальше больше. Берия предложил провести разделение власти на партийную и советскую, после этого за компартией оставались только идеологические и пропагандистские задачи, многократно увеличивалась роль местных Советов и Совета министров. Позднее в вину Берии ставилось и желание «через 10—12 лет разрешить еще несколько народных партий — к примеру, крестьянских и интеллигентских — и разрешить им принять участие в выборах в Советы».
При нем ввелось коллегиальное руководство КПСС, чтобы впредь исключить возможность появление диктатуры и культа личности.
С 5 марта по 25 июня 1953 года Берия бомбардировал ЦК служебными записками с различными вариантами тех или иных реформ. Вот неполный список его проектов:
— предложение лишить Особые совещания МВД-МГБ права выносить приговоры без суда и следствия о высшей мере наказания и лишении свободы на 25 лет;
— решение не украшать улицы портретами живых вождей и не носить их изображения на демонстрациях;
— остановка издания полного собрания сочинений Сталина;
— предложение разрешить частную собственность и свободу частного предпринимательства;
— предложение в национальных республиках заменить русских ставленников местными кадрами, предоставить республикам право иметь собственные награды;
— предложение отменить паспортные ограничения, в том числе на жительство в Москве и Ленинграде;
— предложение написать правдивую историю Великой Отечественной войны.
— предложение вернуть Японии спорные Курильские острова.
— предложение ввести особый статус для недавно вошедших в состав СССР республик и территорий — прибалтийских, Западной Украины и Белоруссии, Молдавии; мысль о том, что введение демократизации в политике и экономике надо начинать с них;
— предложение отказаться от строительства социализма в ГДР, разрешить создание единой Германии на принципах западной демократии. В целях же недопущения новой войны заключить с объединенной Германией договор, исключающий ее вхождение в военные блоки;
— инициатива начать мирные переговоров в Корее;
— инициатива осуществить примирение с Югославией, ставшей на отличный от СССР путь построения социализма;
— предложение резко сократить численный состав советской разведки в капиталистических странах.
В общем, если убрать год этих инициатив — 1953-й, то все их можно было бы приписать и Горбачеву, и даже Ельцину. Трудно поверить, но на это все у Берии ушло 112 дней. У Горбачева проведение похожих реформ заняло шесть лет.