beria_lavr (beria_lavr) wrote,
beria_lavr
beria_lavr

Путь, лица, и один фильм

Оригинал взят у viktor_shilin в Путь, лица, и один фильм

Кадр из фильма "Дневник мотоциклиста"

 Когда-то давно я посмотрел фильм бразильского режиссера Уолтера Саллеса «Дневник мотоциклиста». В основе сценария были записки молодого аргентинского медика Эрнесто Гевары (будущий революционер Че Гевара), которые он делал во время их с другом путешествия по Латинской Америке. Этот фильм очень тогда меня впечатлил, но чем, я даже толком не понял. Просто, как говорят, запал в душу. Особенно «запали в душу» пронзительно красивые пейзажи и еще одна оригинальная сцена. В самом конце фильма звучала музыка и на экране появлялись лица людей, которых герои повстречали на своем пути: они просто стояли и молча смотрели в экран.

  Сейчас я понимаю, что меня так задело. Я вообще понял, о чем был тот фильм. Он о двух путешествиях: географическом и духовном.
Вехи на этом двояком пути - это так поразившие меня латиноамериканские пейзажи: горы, реки и озера, разбросанные по бескрайним равнинам, - и люди, которых встречал будущий Че во время своего путешествия. Это история преображения: Эрнесто Гевара в начале и в конце фильма – это не один и тот же человек. Из Аргентины рвался в дорогу романтичный студент медицинской аспирантуры, закончил же путь о чем-то крепко задумавшийся молодой мужчина. Что изменило его? Только лишь пейзажи и тяготы нелегкого пути? Нет, его изменили люди. Те люди, что молчаливыми портретами вставали в последней сцене фильма.

  Но более подробно свои мысли об этом фильме я могу описать как-нибудь в другой раз. Я заговорил о нем с одной целью – поднять тему этих самых вех на пути. Если речь идет о настоящем Пути, то есть о человеческой жизни – то ими могут быть какие-то значимые события, или люди, которых ты на этом Пути встречаешь (события и люди всегда тесно переплетены). О них я и хочу рассказать, во многом, чтобы проследить свой собственный Путь. Но прежде чем я начну, я опишу небольшой образ.
Представьте жизнь, как широкую пыльную дорогу. По ней можно ползать на четвереньках, не видя в пыльном мареве ни других путников, ни краев дороги. Неясно откуда и куда ведет дорога – есть лишь земля, пыльная завеса, небо и смутные очертания таких же, как ты, «ползающих».

  А можно встать на ноги. И, вырвавшись из смутного пыльного одеяла, увидеть все: других путников, холмы по которым бежит дорога, откуда она берет начало, и где скрывается. И хоть дорога одна – идти по ней можно по-разному. Ваш Путь будет пересекаться с другими (и это будут те самые встречи, которые были нам показаны в истории Эрнесто Гевары), Вы будете встречать временных попутчиков, и тех, с кем решите идти вместе до конца. Будут на дороге и те, кто прет напролом, сбивая всех встречных с ног. Но самое главное – Вы будете видеть! Видеть окружающий мир, свою дорогу, и лица людей. Настоящие лица, а не смутные тени в пыльном мареве.

  Но все это будет, только если Вы встанете с колен, и пойдете на прямых ногах, а не продолжите, может быть даже очень усердно, ползать внизу, в пыли. Ведь это очень утомительно – ползать на четвереньках, особенно, если кто-то сверху тебе постоянно твердит, что ползать нужно как можно быстрее. И появляется соблазн отползти к обочине – и сесть. Поначалу отдохнуть, а после может и насовсем – наползался. Ведь таких, как ты, смутных неясных теней в пыли, сидящих на обочине – уже очень и очень много.

  К чему эта метафора? К тому, что несколько лет назад, я перестал просто ползать в пыли. Я конечно еще не встал на ноги, но я уже и не на четвереньках. По крайней мере, я уже гораздо яснее вижу. Пока лишь то, что проще всего увидеть – лица других людей. Они врезаются в меня, эти образы, они живут внутри – и приходят по ночам. Когда я ползал, уткнувшись взглядом в дорожную грязь, этого не было.

  Об этом и будет мой рассказ. Просто о людях, которых я встречал на своем пути.
Продолжение в следующих постах.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments